Итоги

социально-экономического развития МО внутригородского района «Кировский район» г.Махачкалы на 01.07.2018г.

 

                                                                                                              

              Бюджет внутригородского района «Кировский район» г.Махачкала на 2018г. и плановый период 2019-2020гг, разработан  в соответствии с принятыми Законом РД от 30.04.2015г.№44 "О некоторых вопросах осуществления местного самоуправления в городском округе с внутригородским делением "город Махачкала" и внутригородских муниципальных образованиях в его составе и с Федеральным законом от 6.10.2003г. (в ред.27.05.2014г.) №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также нормативно-правовыми актами внутригородского района. Проект бюджета был обсужден на совещании бюджетной комиссии районного Собрания депутатов и был представлен в КСП города и районную прокуратуру на экспертизу.

Сложное исполнение бюджета республики в целом  в текущем году также повлияло на реальные финансовые возможности в 2018 году, что усматривается в бюджете района.
                Бюджет на 2018 год сформирован с учетом максимальной оптимизации бюджетных расходов и ориентирован на безусловное исполнение социально ориентированных направлений.

              Доходная база бюджета района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы рассчитана на основе Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, Республики Дагестан, муниципального образования городской округ «город Махачкала» и прогноза социально-экономического развития  муниципального образования  внутригородского района «Кировский район» г. Махачкала, в соответствии с законодательством о налогах и сборах, действующим на момент составления проекта бюджета, с учетом оценки Межведомственной комиссии.

Налоговые и неналоговые доходы муниципального образования внутригородского района «Кировский район» г.Махачкала предусмотрены с учетом деятельности в 2017 году, а также изменения базы в течение 2017  и 2018 годов.

В качестве исходных данных при планировании поступления налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет учтены  расчетные показатели представленные   Финансовым управлением города Махачкалы ,  нормативы распределения по уровню бюджетов и ожидаемая оценка поступлений доходных источников в разрезе видов налогов на конец текущего года.

Исходя из вышеизложенных принципов и прогнозных условий социально-экономического развития района, основные параметры бюджета района  на 2018 год составляют:

Сумма налоговых и неналоговых доходов  была утверждена в первоначальном бюджете в  сумме -69844.0тыс.руб. или 51% от объема доходов бюджета района. Кроме того, на выравнивание бюджетной обеспеченности района в утвержденном бюджете на 2018год и плановый период 2019-2020годы была предусмотрена дотация из бюджета города в  сумме-  67612.5тыс.руб.-это 49% от общего объема доходов бюджета района  без учета субвенции на текущий год. В ходе исполнения бюджета в  течение 1-го полугодия 2018года   Решением районного Собрания депутатов были  внесены изменения в  доходную и расходную  части бюджета.

Внесение изменений в доходную и расходную части бюджета района  обусловлено принятием решения Собрания депутатов городского округа  с внутригородским делением «город Махачкала» от 4.04.2018г. №23-1 «О внесение изменений Решение Собрания Депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 24 декабря 2015года №4-2 «Об установлении единых для всех  внутригородских районов г. Махачкалы нормативов отчислений  в бюджеты  внутригородских районов г. Махачкалы» ,согласно которого установлены новые нормативы отчислений налогов и сборов  внутригородских районов города Махачкалы  вступающие в силу  с 1.01.2018г. и решения  Собрания депутатов городского округа  с внутригородским делением «город Махачкала» от 4.04.2018г. №23-2, соответственно необходимостью уточнения плановых показателей на 2018год по собственным налоговым источникам доходов   в сторону уменьшения и увеличения объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.(письмо Финансового управления города Махачкалы от 9.04.2018г. №51.08.-744/18)

В бюджет внутригородского района были внесены следующие изменения  (см. таблицу№1) : 

 

                                                                                                                                                Таб. №1(тыс.руб)

Наименование показателя

Решение о бюджете от 28.12.2017г. №24-1

Изменения в решение собрания депутатов «О бюджете  внутригородского района «Кировский район» за 1-е полугодие 2018г.№28-3 от 25.04.2018г.

доходы

161886/6

134132.2

Собственные доходы

69844/0

32391.0

Безвозмездные поступления

92042,6

101741.2

расходы

161886.6

140164.9

дефицит

0

6032.7

 

             

Внесены были изменения в плановые назначения по доходам в сторону уменьшения , соответственно увеличена  дотация  на выравнивание бюджетной обеспеченности района в бюджете на 2018год и плановый период 2019-2020годы  из бюджета города и составила сумму-77012.9тыс.руб.-это 70.4% от общего объема доходов бюджета района на текущий год.            

         Уточненная субвенция на финансирование переданных полномочий вышестоящих уровней власти ( на осуществление полномочий по организации деятельности комиссий  по опеке и попечительству, административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ,выплата опекунских пособий детям сиротам и на выплату единовременных пособий  при всех формах устройства детей в семью ) составила  сумму -16228.3тыс.руб..

Формирование субвенций органам местного самоуправления осуществлено в соответствии с методиками, утвержденными соответствующими законами Республики Дагестан, постановлениями Правительства Республики Дагестан.

Также в  бюджете внутригородского района на 2018год предусмотрена субсидия на  софинансирование вопросов местного значения  в сумме-8500.0тыс.руб.

С учетом внесенных изменений общий объем доходов бюджета района   по бюджету района на 2018год и плановый период 2019-2020годы составил  сумму – 134132.2тыс.руб.,из них налоговые и неналоговые доходы – 32391.0т.руб, это  29.6% от объема  доходов бюджета, где основным  налогообразующим источником является земельный налог, доля которого в объеме доходов налоговых и неналоговых доходов составляет – 58.2 %.

                Основными доходными источниками бюджета в 2018году в объеме налоговых и неналоговых доходов,  как и в предыдущие годы  предусмотренные  в соответствии с  едиными  нормативами  отчислений в соответствии с Решением представительного органа города Махачкала являются:

- земельный налог-10% 

- неналоговые доходы-100%;

- единый налог на вмененный доход -5%

- налог на имущество физических лиц-20%

- упрощенная система налогообложения-5%  

Уточненный объем расходов  по бюджету муниципального образования  на 2018год составил  сумму-140164.9 тыс. руб. за счет остатков бюджетных средств по состоянию на 1.01.2018г. в сумме-6032.7тыс.руб. Обеспечивается социальная направленность расходной части бюджета района.

Фактическое исполнение исходя из анализа исполнения бюджета района за 6-ть  месяцев текущего года  по бюджету внутригородского района «Кировский район»  г.Махачкалы по доходам и расходам  отражено в таблице №2:

 

                                                                                                                    Таб.№2(тыс.руб.)

Параметры бюджета

Показатели утвержд. Решением  №24-1 от 28.12.2017г.

Показатели  с учетом внесенных в бюджет изменений

Исполнено за 1-е полугодие 2018г.

Процент исполнения 

доходы

161886.6

134132.2

59916.0

44.7%

расходы

161886.6

140164.9

64206.5

45.8%

Дефицит (профицит)

0

6032.7

-

-

 

 

                                                                              Анализ

исполнения плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам на 01.07.2018г.

 

         План по налоговым и неналоговым доходам бюджета Кировского района г. Махачкалы на 01.07.2018г. был установлен в размере 15 321,1 тыс. рублей, в том числе налоговые доходы 13 665,6 тыс. руб. и неналоговые доходы 1 655,5 тыс. руб.

 

         За  1-е полугодие 2018 г. в бюджет Кировского района г. Махачкалы поступили налоговые и неналоговые доходы в размере  14 696,2  тыс. руб., в том числе налоговые доходы 13 147,0 тыс. руб. и неналоговые доходы 1 549,2 тыс. руб.

 

План исполнен на 96%.

 

Земельный налог

Утвержден план на 01.07.2018г. в сумме 8 921,0 тыс.руб. поступило – 7 720,1 тыс. руб., что составило   87%.

 

Налог на имущество физических лиц

Утвержден план на 01.07.2018г. в сумме 1 390,1 тыс. руб., фактически поступило 924,0 тыс. руб. что составило   66%., т.е. не выполнено на 466,1 тыс. руб.

 

ЕНВД

         Утвержден план на 01.07.2018г. в сумме 923,8 тыс. руб., поступило 656,2 тыс.руб. 

 По ЕНВД выполнение плана составило 71%. т.е. не выполнено на 267,6 тыс. руб.

 

УСН

Утвержден план на 01.07.2018г. в сумме 2 430,7 тыс. руб., фактически поступило 3 846,7 тыс. руб., выполнение плана составило 158%.

 

Неналоговые доходы

Утвержден план на 01.07.2018г. в сумме 1655,5 тыс. руб., фактически поступило 1549,2 тыс. руб. или  94%.

 

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления уменьшились на 45%

 

поступление налогов

налог на землю

налог на имущ. физ. лиц

ЕНВД

УСН

неналоговые доходы

на 01. 07. 2017г.

13035,1

1493

2515

8069,6

1681,9

на 01. 07.  2018г.

7720,1

924

656,2

3846,7

1549,2

%

59%

62%

26%

48%

92%

 

Структура исполнения  плана по налоговым и неналоговым доходам бюджета внутригородского района «Кировский район» г. Махачкалы  за 1-е полугодие 2018 года  отражена в таблице №3:

 

                                                                                                                                   Таб.№3(тыс.руб.)

Наименование

Уточненный план  на 2018г.

План на 1.07.2018г.

Фактически исполнено за 1-е полугодие 2018г.

% исполненияот полугодового плана

Налоговые и неналоговые доходы

32391.0

15320.9

14697.2

95.9

Налоговые доходы

28891.0

13665.4

13147.0

96.2

Единый налог на вмененный доход для отдельных  видов деятельности

1953.0

923.8

656.2

71

Налог на имущество физических лиц

2939.0

1390.1

924.0

66.5

Земельный налог

18860.0

8920.8

7720.1

86.5

Упрощенная система налогообложения

5139.0

2430.7

3846.7

158.3

Неналоговые доходы штрафы, санкции, возмещение ущерба

3500.0

1655.5

1550.2

93.6

Безвозмездные поступления  о  других бюджетов  бюджетной системы РФ

101741.2

50870.6

45218.8

88.9

возврат

 

 

 

 

невыясненные

 

 

0.1

 

Итого:

134132.2

66191.5

59916.0

90.5

 

Исполнение  бюджета за 1-е полугодие  по доходной части , администрируемых  районными структурами составило всего сумму 59916.0тыс. руб. из  них:

- налоговые и неналоговые доходы 14697.2тыс.руб;

-безвозмездные поступления-45218.8тыс.руб .

Доля налоговых и неналоговых доходов в общей структуре поступления доходов за 6-ть месяцев текущего года  составила- 24.5%.

Доля безвозмездных поступлений  в общем объеме доходов бюджета   за 6-ть месяцев текущего года  составила-75.5% , в т.ч. дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности -28124.0тыс.руб. при плане  -38506.5тыс.руб или 73% от полугодового плана.

 

                                                    Неналоговые доходы

Утвержден план на 01.07.2018г. в сумме 1655,5 тыс. руб., фактически поступило 1549,2 тыс. руб. или  94%.

 

Земельный налог

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года выполнено на 59%.

Основной причиной уменьшения поступлений, является изменение норматива зачисления в бюджет района земельного налога. В текущем году в бюджет района поступает 10%, а не 20% как было в прошлом году. Сумма выпадающих налоговых доходов 7,7млн.руб.

Основной проблемой в сфере взимания данного налога является:

- отсутствие полного учета налогоплательщиков

- отсутствие механизмов воздействия на владельцев земельных участков, использующих их по не целевому назначению.

- изменения в Налоговом Кодексе РФ, в части льгот по освобождению от уплаты земельного налога категорий граждан, в том числе и пенсионеров, в отношении одного земельного участка площадью 600 кв.м.

- слабая работа налоговых служб по взысканию задолженности по земельному налогу.

Распоряжением Главы Администрации Кировского района г. Махачкалы от 26.03.2018г. №34-р,  создана межведомственная комиссия по обеспечению плановых бюджетных назначений и ликвидации задолженности по налогам и сборам, создания благоприятных условий труда и его оплаты.

В течении 1-го полугодия текущего года, проведено 6 селекторных совещаний Межведомственной комиссии.

На комиссию приглашались  руководители организаций имеющие задолженность свыше 100тыс.руб. по земельному налогу.

В результате проведенной работы с начала 2018 года задолженность по земельному налогу уменьшена на сумму 13,3 млн.руб., в т.ч.:

 

0541000544 Судоремонт - 800 378,15р. оплачено 781 583 р.

0541021872 ТИТАН - 161 391т.р.  оплачено 189 150 р.

0560015088 Итц ГОРГНЫЕ РЕСУРСЫ -  221 303т.р. оплачено 131 389 р.

0560205480 Колледж строительства и дизайна -  859 232,63р. оплачено 800 000р.

0572005126 ООО "СК "НОВЫЙ ГОРОД" - 514 773.89р.  оплачено 512 723р.

0541000520 ЗАО "ТЕПЛИЧНОЕ" -  1 023 061р. оплачено  1 984 400р.

0541002326 ПАО ЭЛЬДАГ - 978 429,33р., оплачено 934 000р.

0560004865 Строитель 7 - 2 786 613р., оплачено 500 000р. + 800 000р.

0573006411 Аскерханова - 10 249р.,  оплачено 10249,23р. + 183 134р.

0560035084 МБДОУ Д.С№60 - 14 548р., оплачено 27 776р.

0560022374 МинМелиоводхоз - 366 417р., оплачено 369 040р.

0560034852 Мкоу специальная школа интернат -  699 403,58р., оплачено 534 825р.

0560004865 Строитель 7 – 2 786 613руб., оплачено 800 000руб.

0560019653 ФГБОУ ВО Дагестанский ГАУ - 2139549,82 оплачено 1248491р.

0560027446 МУП “Шамхалський” 1597071,89руб., оплачено 600000р.

0541018037 МВД по РД 152119,32руб., оплачено 152119.32р.

7701583410 Филиал ОАО АЗИМУТ оплачено 162273.25р.

0560027446 МУП Шамхальский оплачено 616066р.

Исаев Шамиль Магомедкадиевич оплачено 795 000р.

 

                  

Налог на имущество физических лиц

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выполнено на 62%.

Основной причиной уменьшения поступлений, является изменение норматива зачисления в бюджет района налога на имущество физических лиц. В текущем году в бюджет района поступает 20%, а не 50% как было в прошлом году. Сумма выпадающих налоговых доходов 1,4 млн.руб.

 

 

Анализ динамики поступлений налога на имущество физических лиц показал, что платежи по нему начинают поступать к концу года.

На протяжении ряда лет доля поступлений от налога на имущество физических лиц остается незначительной. Учитывая, что регистрация права собственности носит добровольный характер, требует больших денежных и временных затрат, а впоследствии приведет к увеличению уплачиваемых налогов, физические лица не стремятся официально зарегистрировать право собственности на принадлежащее им имущество, это с одной стороны.

А с другой стороны многие владельцы домовладений рады и готовы зарегистрировать данное право, однако наталкиваются на административные барьеры. (отсутствие постановлений о выделении земельного участка, отсутствие разрешения на строительство и т.д.)

В связи с этим уменьшается база для налогообложения.

Законодательством предусмотрен большой перечень лиц, которые могут воспользоваться льготами, в связи с этим на сегодняшний день по сведеньям ИФНС, 80% имущества физических лиц, находящаяся в базе ИФНС не облагается данным налогом.

ЕНВД

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года выполнено на 26%.

Необходимо отметить, что с каждым отчетным периодом потери по ЕНВД увеличивается в связи с тем, большее число налогоплательщиков пользуются имеющимся правом уменьшать исчисленную сумму ЕНВД на сумму уплаченных страховых взносов. Введенные изменения в законодательстве в части уплаты фиксированных платежей в Пенсионный фонд привели к очень значительному уменьшению начисленных сумм ЕНВД к уплате.

Основной причиной уменьшения поступлений, является изменение норматива зачисления в бюджет района ЕНВД. В текущем году в бюджет района поступает 5%, а не 15% как было в прошлом году. Сумма выпадающих налоговых доходов 1,3 млн.руб.

УСН

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года выполнено на 48%.

Одной из главных проблем при  взимании данного налога  является умышленное занижение доходов предпринимателями. Сегодня в городе насчитываются десятки банкетных залов на кануне каких либо праздников невозможно найти не одного свободного зала, а поступления от них мизерные (40-50тыс.руб. в год), хотя как мы знаем аренда зала на 1 день стоит от 80 до 160 тыс.руб. та же самая картина и по другим видам деятельности подпадающим под УСН.

         Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и единого социального налога.

Основной причиной уменьшения поступлений, является изменение норматива зачисления в бюджет района ЕНВД. В текущем году в бюджет района поступает 5%, а не 15% как было в прошлом году. Сумма выпадающих налоговых доходов 7,7млн.руб.

 

 

Неналоговые доходы

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года выполнено на 92%.

Неудовлетворительная работа административной комиссии.

 

Распоряжением Главы МО внутригородского района «Кировский район» г.Махачкалы №13-р от 20.02.2018г. созданы рабочие группы для инвентаризации объектов недвижимого имущества и земельных участков, расположенных на территории района, оформления трудовых отношений, выявления юридических и физических лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации в налоговых органах, а также соответствия данных объектов требованиям безопасности.

 

Сведения о работе групп на 01.07. 2018 г.

 

Показатели

Всего

Группа № 1

Группа № 2

Начальник ФЭУ Байрамалиев Р.А.

Зам.Главы Администрации Абакаров М.Г. (ИП на рынках)

Количество охваченных проверками объектов всего

922

895

27

из них:

0

 

 

Состоят на учете в ИФНС

553

530

23

Не состояли на учете в ИФНС

369

365

4

поставлено на налоговый учет за отчетный период, в том числе в ходе проводимых рейдов

236

236

0

Выявлено лиц занятых

1088

1065

23

из них  оформленными трудовыми отношениями

527

527

0

Направлены в инспекцию труда для принятия мер (кол-во объектов)

0

0

0

Отключено от энергоресурсов (кол-во объектов)

13

13

0

Направлено в прокуратуру (кол-во объектов)

21

21

0

Направлены в отдел полиции для принятия мер (кол-во объектов)

100

100

0

Сведения по протоколам 14.1 КОАП РФ

13

12

1

Вручены уведомления

377

373

4

Количество рейдов проведенных с начала года

99

98

1

       

 

Анализ выполнения плановых назначений по поселкам

Проведен анализ по итогам работы сбора местных налогов в селах и поселках.

С начала года обеспечена уплата по земельному налогу в сумме 4074,5тыс.руб. и по налогу на имущество физ.лиц – 921,0 тыс.руб.

 

 

                                              Безвозмездные поступления

 

Исполнение бюджета внутригородского района   за 1-е полугодие 2018года по безвозмездным поступлениям  приведены в таблице №5:

 

                                                                                                                                                              Табл.№5(тыс.руб)

наименование

Уточн.план на 2018год.

Поступило на 1.07.2018г.

Исполнение (%)

Безвозмездные  поступления  от других  бюджетов бюджетной  системы РФ

 

 

 

из них:

Дотация  бюджетам  внутригородских районов  на выравнивание бюджетной обеспеченности

 

 

            77012.9

 

 

           28124.0

 

 

 

36.5

Субвенции бюджетам внутригородских  районов  на выполнение  передаваемых  полномочий  субъектов РФ

4184.1

2092.1

50

Субвенции бюджетам  на осуществление  полномочий  по составлению (изменению) списков  кандидатов в присяжные заседатели  федеральных  судов  общей  юрисдикции в Российской  Федерации

298.2

298.2

100

Субвенции бюджетам внутригородских  районов   на содержание  ребенка  в семье  опекуна  и приемной  семье, а также  вознаграждение , причитающееся  приемному родителю.

 

           10462.7

 

5799.5

 

55.4

Субвенции бюджетам внутригородских  районов  на выплату единовременного  пособия  при  всех  формах  устройства детей, лишенных  родительского  попечения , в семью

283.3

49.1

17.3

Субвенция на выплату  единовременных  пособий  гражданам .взявшим  под опеку  детей ,оставшихся  без попечения родителей.

1000.0

400.0

40

Прочие субсидии бюджетам внутригородских районов

8500.0

8500.0

100

итого

101741.2

45262.9

44.5

 

     Во исполнение Распоряжения Президента Республики Дагестан от 28.10.2013г.  №112-рп  заключено Соглашение «О взаимодействии и обмене информацией между органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления, Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  по Республике Дагестан, филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным  имуществом в Республике Дагестан для организации работы по повышению налоговой базы по имущественным налогам, выявлению и постановке на налоговый учет лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность», согласно которого  необходимо проводить ежемесячно мониторинг данной работы.

В соответствии с  вышеуказанным Соглашением  и распоряжениями главы администрации района созданы межведомственные рабочие группы по повышению доходной базы и ликвидации задолженности, определены ответственные исполнители, задачи и сроки выполнения соответствующих пунктов Плана мероприятий Правительства РД по реализации приоритетного проекта Президента Республики Дагестан «Обеление экономики».

Предлагается:

1.     Комитету по управлению имуществом г.Махачкалы :

1) Совместное проведение с представителями рабочих групп полной инвентаризации объектов недвижимого имущества и земельных участков, находящихся на территории муниципального образования, с целью выявления собственников, не оформивших имущественные права в установленном порядке, а также земельных участков, находящихся в ведении муниципального образования (включая поселения) как фонды перераспределения земель, на предмет уплаты земельного налога либо арендной платы и выявления неиспользованных земель.   

2) Передача ежемесячно баз данных муниципального образования по имущественным налогам и сведений, выявляемых в ходе проводимых мероприятий в рамках настоящего Соглашения, в налоговые и регистрирующие органы, обслуживающие подведомственную территорию.

         3) Принятие решения о передаче земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность правообладателям помещений в многоквартирных домах.

          4) С представителями рабочих групп проведение инвентаризации земельных участков, находящихся в ведении Муниципального образования городского округа г.Махачкала, по вопросу разграничения земель, анализ уплаты земельного налога или арендной платы по земельным участкам, предоставленным в аренду или используемым юридическими либо физическими лицами ,находящимися на территории Кировского района г.Махачкалы.

      2.   Управлению архитектуры

          1) Совместно с  представителями рабочих групп  проведение инвентаризации земельных участков, находящихся в ведении Муниципального образования городского округа г.Махачкала, по вопросу разграничения земель, анализ уплаты земельного налога или арендной платы по земельным участкам, предоставленным в аренду или используемым юридическими либо физическими лицами.

          2) Определение полного перечня объектов незавершенного строительства, имеющих регистрацию прав собственности с указанием сроков начала строительства, а также незарегистрированных объектов.

        3) Проведение  совместно с представителями рабочих групп полной инвентаризации объектов недвижимого имущества и земельных участков, находящихся на территории муниципального образования, с целью выявления собственников, не оформивших имущественные права в установленном порядке, а также земельных участков, находящихся в ведении муниципального образования (включая поселения) как фонды перераспределения земель, на предмет уплаты земельного налога либо арендной платы и выявления неиспользованных земель.

        4) Присвоение адресных характеристик объектам (названия – улицам, номера – домам, иным строениям, помещениям, сооружениям), по которым отсутствуют адресная информация.

3.  Управлению сельского хозяйства

       1) Проведение совместно с рабочими группами ( правоохранительными, налоговыми и регистрирующими органами) по дворовых обходов личных подсобных хозяйств, дачных и садоводческих товариществ, обеспечение актуализации данных по хозяйственного учета

       2) Проведение работы по вовлечению в налогооблагаемую базу по земельному налогу земель, закрепленных за сельскими поселениями и используемых для выпаса скота жителей поселений, путем создания ассоциаций,  сельскохозяйственных кооперативов и других форм совместного пользования землей или по обеспечению уплаты арендных платежей с этих земель.

       3) Ведение территориального и по хозяйственного учета в муниципальном образовании с использованием программно-технологического продукта.

 

 


Итоги социально-экономического развития МО внутригородского района «Кировский район» г.Махачкалы на 01.07.2018г.
Администрация Кировского района г. Махачкала